Preview

Электронные библиотеки

Расширенный поиск
Том 18, № 3-4 (2015)
86-87 43
Аннотация

Настоящий выпуск журнала «Электронные библиотеки» представляет собой тематический сборник статей, посвященный проблеме автоматического анализа тональности текстов на русском языке.

Задача анализ тональности состоит в автоматическом определении отношения автора текста (позитивном, негативном или нейтральном) к объектам и ситуациям, о которых говорится в анализируемом тексте. В настоящее время автоматический анализ тональности используется в самых различных приложениях, включая мониторинг репутации компаний и публичных персон, анализ общественных настроений в том или ином регионе, анализ сообществ в социальных сетях и многое другое.

В данном тематическом выпуске представлены статьи участников открытого тестирования систем анализа тональности на русском языке SentiRuEval, провeденном в 2014–2015 годах. В данном тестировании участникам были предложены для решения две основные задачи. 
88-119 63
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению подходов к анализу тональности текстов по отношению к заданному объекту, а также его характеристикам (аспектам). Для решения задачи анализа тональности по отношению к характеристикам сущности необходимо решать также задачи извлечения аспектов для сущности, категоризацию или кластеризацию аспектов по аспектным категориям, определение тональности текста по отношению к заданному аспекту или аспектной категории. Также в статье описывается задание по анализу тональности отзывов пользователей в рамках открытого тестирования систем анализа тональности SentiRuEval.
120-137 22
Аннотация

Исследуется проблема аспектно-эмоционального анализа текста. По сравнению с общим анализом тональности такой вариант является более сложным по причине наличия ряда сопутствующих подзадач, таких, как выделение аспектных терминов, определение тональности по отношению к этим терминам и аспектным категориям. Однако решение данной проблемы значительно расширяет возможности систем автоматического анализа неструктурированного текста.

Приведен обзор предыдущих работ в области аспектно-эмоционального анализа, описаны обучающие и тестовые данные семинара SentiRuEval. Для задачи извлечения аспектных терминов использовано векторное пространство распределенных представлений слов. Тональность аспектных терминов определяется на основе функций совместной информации и семантического сходства. Приведены сравнительные результаты на тестовых данных и заключительные выводы.
138-162 123
Аннотация
Технологии анализа тональности текста развиваются интенсивно, что обусловлено ростом объемов открытых источников, представляющих мнения пользователей интернета по различным вопросам. В статье описаны методы для анализа тональности текстов отзывов и коротких сообщений (твитов), приводятся результаты оценки их качества, которая производилась в рамках российского семинара SentiRuEval-2015.
163-184 42
Аннотация

Представлен подход к решению задачи анализа тональности в рамках тестирования SentiRuEval – открытого соревнования систем анализа тональности на русском языке. Описанный алгоритм был применен в дорожке по анализу тональности твитов о банках и телекоммуникационных компаниях. Для этих данных была разработана и оценена классификация на три класса: положительный, отрицательный и нейтральный.

Для решения поставленной задачи использовались различные алгоритмы машинного обучения. Признаками для классификатора являлись лингвистические данные, полученные из текста с помощью разработанного нами морфо-синтаксического анализатора. Нормализованные слова, а также синтаксические связи, оказались решающими признаками для достижения наилучшего результата, который был получен с помощью статистического алгоритма опорных векторов.
Оценка, проведенная организаторами конкурса, выявила высокое качество предложенного подхода, который занял первую строчку по трем из четырех мерам качества.
185-202 38
Аннотация
Исследуется применение лингвистического подхода для решения задачи автоматического определения тональности объекта. Исследование проводилось в рамках цикла тестирования систем автоматического анализа тональности SentiRuEval. Задание, предложенное организаторами дорожки, заключалось в том, чтобы определить мнение пользователя (положительное, отрицательное или нейтральное) по отношению к операторам сотовой связи на материале сообщений социальной сети Twitter и новостей. Авторы настоящей работы исключили новостные сообщения из тестовой коллекции, так как формальные тексты существенно отличаются от неформальных по своей структуре и лексике и, следовательно, требуют другого подхода. При решении поставленной задачи был использован лингвистический метод, основанный на синтактико-семантическом анализе. Согласно этому подходу тональная лексика привязывается к объекту на одной из двух последовательных стадий. Первая стадия включает в себя использование семантических шаблонов, которые сравниваются с деревом синтаксического разбора предложения; вторая стадия использует эвристики для связывания тональной лексики с объектом оценки в случае, когда синтаксические связи между ними отсутствуют. Машинное обучение не применялось. Метод продемонстрировал очень хорошие результаты, которые примерно совпадают с лучшими результатами методов с использованием машинного обучения и гибридных методов.
203-221 27
Аннотация
Описана система, принимавшая участие в соревновании SentiRuEval-2015 по автоматическому извлечению аспектов из отзывов и оценке этих аспектов по тональности. В основе разработанной системы лежит алгоритм условных случайных полей (CRF), она использовалась в решении двух подзадач и тестировалась на двух предметных областях: рестораны и автомобили. Для обеих задач и обеих предметных областей показаны высокие показатели метрики полноты. Это означает, что система может вполне успешно находить аспектные термины. Вместе с тем, полученный низкий показатель точности свидетельствует о том, что система принимает за аспектные достаточно много терминов, которые аспектными не являются. В целом же система показала сравнительно хорошие результаты по сравнению с другими участниками соревнования.


ISSN 1562-5419 (Online)