Preview

Электронные библиотеки

Расширенный поиск

Образовательная аналитика и адаптивное обучение с использованием модели студента в интеллектуальных обучающих системах

Аннотация


Для поддержки адаптивного обучения и образовательной аналитики в интеллектуальных обучающих системах необходимо собирать и обрабатывать данные об успеваемости студентов и их индивидуальных характеристиках. Это можно реализовать с помощью модели студента. Анализ подходов к моделированию студента показал оптимальным применение нескольких типов моделей, исходя из требований, составленных для разрабатываемой обучающей системы. Были выбраны и объединены в одну модель три подхода: оверлейный, сеть Байеса, моделирование ошибочных знаний. Использование оверлейной модели позволяет строить индивидуальные траектории обучения студентов. Сети Байеса реализуют компетентностный подход в обучении. Модель ошибок отслеживает ошибочные знания студентов и помогает им исправить их на ранних стадиях. Модель студента, объединяющая в себе данные подходы, является подходящей для реализации персонализированного обучения, позволяет преподавателю отслеживать успеваемость студентов по различным характеристикам, а также дает возможность легко представить в системе карту тем, знаний, компетентности студентов в различных областях в виде графа, что является удобным и понятным представлением.

Об авторах

М. В. Каяшев
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия


Д. Ю. Макаров
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия


А. А. Марченко
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Konstantina Chrysafiadi, Maria Virvou. Student modeling approaches: A literature review for the last decade // Expert Systems with Applications. 2013. No 40. P. 4715–4729.

2. Буль Е.Е. Обзор моделей студента для компьютерных систем обучения // Educational Technology & Society. 2003. № 6 (4). С. 245–250.

3. Атанов Г.А., Пустынникова И.Н. Обучение и искусственный интеллект, или основы современной дидактики высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. 504 с.

4. Клюкин В.Э. Web-ориентированные интеллектуальные обучающие системы на основе нечеткого деятельностного подхода в обучении // Наука и образование. 2012. № 11. С. 450–461.

5. Cristina Conati. Bayesian Student Modeling // Advances in Intelligent Tutoring Systems. 2010. No 308. P. 281–289.

6. Хлопотов М.В. Применение байесовской сети при построении моделей для оценки уровня сформированности компетенций // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. № 5 (24). С. 1–28.

7. Дзюбан Ю., Болдак Л. Анализ алгоритмов вывода в Байесовских сетях доверия. В кн.: Високопродуктивні обчислення. Междунар. конф., Киев, 8–10 октября 2012. С. 167–169.

8. The Neo4j Graph Platform. https://neo4j.com/product/

9. Cypher. URL: http://neo4j.com/docs/developer-manual/current/cypher/

10. Sigma.js. URL: http://sigmajs.org

11. Chart.js. URL: https://www.chartjs.org

12. D3.js - Data-Driven Documents. URL: https://d3js.org


Рецензия

Для цитирования:


Каяшев М.В., Макаров Д.Ю., Марченко А.А. Образовательная аналитика и адаптивное обучение с использованием модели студента в интеллектуальных обучающих системах. Электронные библиотеки. 2018;21(3-4):181-192.

For citation:


 ,  ,   Educational analytics and adaptive training using student model in the intellectual learning systems. Russian Digital Libraries Journal. 2018;21(3-4):181-192.

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-5419 (Online)