Preview

Электронные библиотеки

Расширенный поиск

Анализ моделей машинного обучения на основе методов объяснимого искусственного интеллекта в образовательной аналитике

https://doi.org/10.26907/1562-5419-2024-27-3-294-315

Аннотация


Проблема прогнозирования досрочного отчисления студентов российских вузов является актуальной, поэтому требуется разработка новых инновационных подходов для её решения. Для решения данной проблемы возможна разработка предиктивных систем на основе использования данных о студентах, имеющихся в информационных системах вузов. В настоящей работе исследованы модели машинного обучения для прогнозирования досрочного отчисления студентов, обученные на основе данных о характеристиках и успеваемости студентов. Основная научная новизна работы заключается в использовании методов объяснимого ИИ для интерпретации и объяснения функционирования обученных моделей машинного обучения. Методы объяснимого искусственного интеллекта позволяют понять, какие из входных признаков (характеристик студента) оказывают наибольшее влияние на результаты прогнозов обученных моделей, а также могут помочь понять, почему модели принимают те или иные решения. Полученные результаты расширяют понимание влияния различных факторов на досрочное отчисление студентов.

Об авторах

Дмитрий Артурович Минуллин
Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Россия


Фаиль Мубаракович Гафаров
Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Груздев И. А., Горбунова Е. В., Фрумин И. Д. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2013. № 2. C. 67–81. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-67-81

2. Терентьев E.A., Груздев И.А., Горбунова Е.В. Суд идёт: дискурс преподавателей об отсеве студентов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 129–151. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2015-2-129-151

3. Горбунова Е.В. Выбытия студентов из вузов: исследования в России и США // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 110–131. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1-110-131

4. Горбунова Е.В. Влияние адаптации первокурсников к университету на вероятность их отчисления из вуза // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. № 2 (1). С. 59–84.

5. Климова Т.А., Ким А.Т., Отт М.А. Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования // Университетское управление: практика и анализ. 2023. 27 (1). С. 23–33. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.003

6. Мещеряков А.О., Баянова Н.А., Калинина Е.А., Денисов В.А. Предикторы выбытия студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. № 3 (47). URL: https://www.medobr.ru/ru/jarticles/736.html?SSr=0101348cba14ffffffff27c__07e60b0e0e0130-1843 (дата обращения 01.03.2024)

7. Шмелева Е. Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 110–136.

8. Мухамадиева К.Б. Машинное обучение в совершенствовании образовательной среды // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 4 (13). С. 70–77.

9. Avanti Shrikumar, Peyton Greenside, and Anshul Kundaje. Learning important features through propagating activation differences // ICML’17. 2017. P. 3145–3153. URL: https://proceedings.mlr.press/v70/shrikumar17a.html (дата обращения 01.03.2024)

10. Daniel W. Apley, Jingyu Zhu. Visualizing the Effects of Predictor Variables in Black Box Supervised Learning Models // Journal of the Royal Statistical Society Series B: Statistical Methodology. 2020. No 4 (82). P. 1059–1086. https://doi.org/10.1111/rssb.12377

11. Linardatos P., Papastefanopoulos V., Kotsiantis S. Explainable AI: A Review of Machine Learning Interpretability Methods // Entropy. 2020. https://doi.org/10.3390/e23010018

12. Rachha A., Seyam M. Explainable AI in Education: Current Trends, Challenges, And Opportunities // SoutheastCon. 2023. P. 232–239. https://doi.org/10.1109/SoutheastCon51012.2023.10115140

13. Fan F.L., Xiong J., Li M., Wang G. On Interpretability of Artificial Neural Networks: A Survey // IEEE Trans Radiat. Plasma Med Sci. 2021. No. 5 6). P. 741–760. https://doi.org/10.1109/trpms.2021.3066428

14. Fiore U. Neural Networks in the Educational Sector: Challenges and Opportunities // Balkan Region Conference on Engineering and Business Education. 2019. No 1 (1). P. 332–337. https://doi.org/10.2478/cplbu-2020-0039

15. Montavon G., Samek W., Müller K.-R. Methods for interpreting and understanding deep neural networks // Digital Signal Processing. 2018. No. 73. P. 1–15. https://doi.org/10.1016/j.dsp.2017.10.011

16. Saranya A., Subhashini R. A systematic review of Explainable Artificial Intelligence models and applications: Recent developments and future trends // Decision Analytics Journal. 2023. No. 7. https://doi.org/10.1016/j.dajour.2023.100230

17. Murdoch W.J., Singh C., Kumbier K., Abbasi-Asl R., Yu B. Definitions, methods, and applications in interpretable machine learning // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. No. 16 (44). P. 22071–22080

18. Meyer Lauritsen S. et al. Explainable artificial intelligence model to predict acute critical illness from electronic health records // Nature Communications. 2020. № 11 (1).

19. Linden T., Jong J., Lu C., Kiri V., Haeffs K., Fröhlich H. An explainable multimodal neural network architecture for predicting epilepsy comorbidities based on administrative claims data // Frontiers in Artificial Intelligence. 2021. No. 4. https://doi.org/10.3389/frai.2021.610197

20. Lu Y., Murzakhanov I., Chatzivasileiadis S. Neural network interpretability for forecasting of aggregated renewable generation // In Proceedings of 2021 IEEE International Conference on Communications, Control, and Computing Technologies for Smart Grids. 2021. P. 282–288.

21. Mai-Anh T. Vu и др. A shared vision for machine learning in neuroscience // Journal of Neuroscience. 2018. 38 (7). P. 1601–1607.

22. Sundararajan M., Taly A., and Yan Q. Axiomatic attribution for deep networks // CoRR. 2017. URL: https://arxiv.org/abs/1703.01365

23. Kokhlikyan N. др. Captum: A unified and generic model interpretability library for pytorch // CoRR. 2020. URL: https://arxiv.org/abs/2009.07896 (дата обращения 01.03.2024)

24. Lundberg S.M., Lee S.-I. A unified approach to interpreting model predictions // Advances in Neural Information Processing Systems. 2017. No. 30. P. 4765–4774.

25. Linardatos P., Papastefanopoulos V., Kotsiantis S. Explainable AI: A Review of Machine Learning Interpretability Methods // Entropy. 2020. https://doi.org/10.3390/e23010018

26. Sahakyan M., Aung Z., Rahwan T. Explainable Artificial Intelligence for Tabular Data: A Survey // IEEE Access. 2021. No. 9. P. 135392–135422. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2021.3116481

27. Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный интеллект в образовании // Проблемы современного педагогического образования. № 79 (4). 2023. С. 288–290.

28. Hassan Khosravi и др. Explainable Artificial Intelligence in education // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022. No. 3. https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100074

29. Гафаров Ф.М., Руднева Я.Б., Шарифов У.Ю. Прогностическое моделирование в высшем образовании: определение факторов академической успеваемости // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 51–70. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-51-7


Рецензия

Для цитирования:


Минуллин Д.А., Гафаров Ф.М. Анализ моделей машинного обучения на основе методов объяснимого искусственного интеллекта в образовательной аналитике. Электронные библиотеки. 2024;27(3):294-315. https://doi.org/10.26907/1562-5419-2024-27-3-294-315

For citation:


Minullin D.A., Gafarov F.M. Analysing Machine Learning Models based on Explainable Artificial Intelligence Methods in Educational Analytics. Russian Digital Libraries Journal. 2024;27(3):294-315. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/1562-5419-2024-27-3-294-315

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1562-5419 (Online)